На консультацию пришла девушка, её беспокоило чувство вины. Свою собаку она отвела на усыпление 4 года назад. Девушка вспоминала о четвероногом друге, когда видела, как её дядя терпеливо и преданно заботиться о своей пожилой собаке. В такие моменты ей становилось грустно и больно. Она называла себя эгоисткой, думающей только о себе, а также убийцей животных. Хотя речь шла только об одной собаке.

Я использовал технику двух стульев: на одном стуле девушка была в роли Обвинителя самой себя, на другом - в роли себя 4 года назад, назовем её “Девушка из прошлого”. Я попросил клиентку вспомнить переживания, а также те условия, в которых она оказалась перед усыплением собаки.

Сокращенная версия диалога с собой:
Обвинитель: "Я злюсь на тебя, потому что ты эгоистка! Кто дал тебя право забирать чужую жизнь?!”
Девушка из прошлого: "Моя собака болела и постоянно испытывала боль. К тому же, на меня давил мой отчим, чтобы я уже что-то сделала со своей собакой."
Обвинитель: "Но ты могла бы противостоять этому давлению! И продолжить ухаживать за своей собакой, как это делают другие люди, несмотря ни на что!”
Девушка из прошлого: “Да, ты прав! Но на тот момент у меня не было сил. Я не знала, как противостоять давлению. Моя мать тоже была на стороне отчима, а собака стонала ночи напролет и не могла ходить. Мне казалось, что это выход и я освобожу от тяжести всех. Теперь мне больно постоянно, я очень сожалею. Ты будешь вечно винить меня?”
Обвинитель (более мягким тоном): “Мне жаль, что так произошло. Я вижу, как тяжело и больно тебе было. И сейчас тебе плохо снова. Обвинять тебя больше нет смысла. Но я хочу, чтобы ты что-то сделала для других собак: может быть, оплатила лечение, сделала пожертвование приюту или, хотя бы, просто покормила бездомных животных.”
Девушка из прошлого: “Спасибо, что готов смягчиться. Я буду рада помочь другим собакам.”

Мы проговорили, что девушка может сделать для других животных, составили план и выбрали для этого время.
Не знаю, как она чувствует себя сейчас, пока что повторно не приходила. Детали истории изменены так, чтобы случай не был узнаваемым.
На приём обратилась девушка, ее жалоба: испытывает сильную тревогу и раздражение, когда кто-то чавкает рядом, не важно громко или тихо. Отношения у клиентки с окружающими оказались на данный момент почти бесконфликтными, поэтому я предположил, что это как-то связано с её прошлым опытом. Чтобы проверить свою гипотезу я попросил девушку прикрыть глаза и вспомнить ситуацию, когда в прошлом у неё возникали такие же эмоции. Спустя время, в памяти возник образ дедушки, который во время семейного ужина грубо разговаривал, придирался, легко мог оскорбить. Никто его не останавливал.

Анализ ситуации.
Триггер: чавканье близких.
Схема: Недоверие/Ожидание жестокого обращения.
Режимы: Уязвимого ребенка, Гневного ребенка.
Детский опыт: грубое отношение во время еды со стороны деда.
Потребность: в защите.

Проводя рескриптинг, я попросил клиентку перенести меня в детское воспоминание. В этом образе я сказал дедушке, что недопустимо так грубо обращаться с внучкой. И что, если он продолжит в том же духе, то будет есть отдельно от всех, в одиночестве. Клиентка почувствовала защиту, спокойствие и расслабление в той области тела, где раньше была тревога и раздражение. На следующей консультации девушка сказала, что на чавканье больше не обращает внимание.

Для заметки: сильная эмоциональная реакция на определенные звуки, которые большинство других людей воспринимает спокойно, называется мисофония.