На первой сессии в рамках Схема-терапии мы с клиентом начинаем с понимания проблемы через призму этого подхода. В ходе беседы и диагностики выявляются основные схемы (или зоны уязвимости, болевые точки), которые сформировались у клиента в детстве. Также определяются режимы функционирования в настоящем времени, которые активируются под влиянием этих схем.
Например, схема неуспешности представляет собой комплекс эмоций, воспоминаний, образов и мыслей, при которых клиент чувствует себя обречённым на неудачу. Это может проявляться в различных сферах жизни, где человек сталкивается с трудностями и воспринимает их как подтверждение своей несостоятельности.
Режим Требовательного критика — это состояние, в котором человек оказывает сам на себя психологическое давление, предъявляя себе чрезмерные требования в чём-либо. Это может приводить к постоянному самобичеванию, чувству вины и недовольства собой, даже когда достигнуты определённые успехи.
Понимание этих схем и режимов позволяет нам разработать индивидуальный план терапии, направленный на изменение негативных убеждений и моделей поведения, а также на развитие более здоровых стратегий реагирования и улучшения качества жизни клиента.
Как проходят следующие сессии?
На последующих сессиях после составления концептуализации я адаптирую техники в соответствии с запросом и особенностями личности клиента. Особое внимание уделяю методам, основанным на опыте, которые способствуют трансформации глубинных переживаний. Одной из ключевых техник является рескриптинг в воображении. Этот метод позволяет клиенту в активном диалоге со мной переписать эмоционально болезненные ситуации из прошлого таким образом, чтобы удовлетворить базовые эмоциональные потребности: в защите, привязанности, спонтанности и игре, разумных ограничениях, автономии и компетенции.
Параллельно с этим активно применяю рациональные техники, которые также играют важную роль в процессе терапии. Все эти методы направлены на преодоление дезадаптивных схем и нефункциональных режимов. Важной частью работы является укрепление режимов Здорового взрослого и Счастливого ребёнка, что способствует развитию самостоятельности клиента в решении психологических проблем, а также проявлению непосредственности, радости и получению удовольствия от жизни.